Эпоха ренессанса. Постепенно культура итальянского возрождения распространилась на значительную часть Европы. Художники, архитекторы, ремесленники покидали Рим раздираемый распрями, увозя с собой бесценные знания. В соседних странах идеи возрождения дополнялись уникальными национальными чертами. Франция в те времена не была так разрознена как ее южный сосед. Подобно политической системе сады стали выражением королевской монархии и власти.
Сады здесь появлялись в основном на территории замков. Их планировка была ограничена крепостными стенами, рвами. Осевая симметрия Итальянских вилл здесь не подходила. Там, где внутреннего пространства было недостаточно, сады обустраивались по соседству как самостоятельные объекты.
Хотя сады французского ренессанса сильно отличались по своему духу и внешнему виду от садов средневековья, они не были гармонично соединены друг с другом и часто размещались в труднодоступных местах, выбранных для местности, которую легче защищать, а не для красоты. Все это изменилось в середине 17-го века с развитием первого настоящего сада по-французски.
Элементы сада
Сад имел следующие элементы, которые стали типичными для формального французского сада:
- Геометрический план с использованием современных на тот момент достижений перспективы и оптики.
- Терраса с видом на сад, позволяющая посетителю увидеть сразу весь сад.
- Вся растительность ограничена и направлена на демонстрацию мастерства человека над природой.
- Деревья высажены по прямым линиям и тщательно обрезаны, а их верхушки обрезаны на заданной высоте.
- Главный фасад дома служит центральной точкой сада и его центральным украшением. Деревья не посажены рядом с домом; скорее дом отделен низкими партерами и подстриженными кустами.
- Центральная ось или перспектива, перпендикулярная фасаду дома, на стороне, противоположной главному входу. Ось простирается либо до самого горизонта), либо до скульптуры или архитектуры (Во-ле-Виконт). Ось обращена либо на юг (Vaux-le-Vicomte, Meudon), либо на восток-запад (Tuileries, Clagny, Trianon, Sceaux). Основная ось состоит из газона или водоема, ограниченного деревьями. Главная ось пересекается одной или несколькими перпендикулярными перспективами и аллеями.
- Самые сложные партеры, или посадочные грядки, в форме квадратов, овалов, кругов или свитков, расположены в правильном и геометрическом порядке рядом с домом, чтобы дополнить архитектуру и быть увиденным сверху из приемных комнат дом.
- Партеры рядом с резиденцией заполнены с узорами, созданными из низкого самшита, который напоминает узоры ковра, и полихромным эффектом являются посадки цветов или цветного кирпича, гравия или песка.
- Дальше от дома композиции заменяются более простыми партерами, заполненными травой и часто содержащими фонтаны или бассейны с водой. Помимо этого, небольшие тщательно созданные рощи деревьев служат посредником между формальным садом и массами деревьев парка. «Идеальное место для прогулки, здесь есть аллеи, звезды, кружки, театры зелени, галереи, места для балов и торжеств».
- Водоемы (каналы, бассейны) служат зеркалами, удваивая размеры дома или деревьев.
- Сад оживлен скульптурами, обычно на мифологические темы, которые подчеркивают перспективы и обозначают пересечения осей.