Сады Чатсуорт-Хауса
Сады в Чатсуорте (Chatsworth) олицетворяют четыре столетия разнообразной истории садов. С разнообразными частями и ландшафтными элементами спроектированными начиная с 1570 года до наших дней они являются одними из самых известных и очаровательных во всем мире. Каждая эпоха здесь должна была соревноваться с предыдущими за архитектурное лидерство.
Первый парк в Чатсуорте восходит к 15 и 16 векам. Он включал беседку королевы Марии, которую можно увидеть и сегодня.
Беседка с террасой, с которой открывается вид на парк, была построена в 1570 году.
Первое опубликованное упоминание о саду было в стихотворении философа Томаса Гоббса «Da mirabilibus pecci», написанном около 1627 года и впервые опубликованном в 1636 году. Однако создание Chatsworth началось только в 1685 году. Как и сады в Кливедене, на них сильно повлияла французская садовая архитектура. Один только формальный сад имел площадь 120 акров.
Загородный дом был полностью перестроен, на склоне долины разбили сады.
Джордж Лондон (ок. 1650-1714), главный королевский садовник Хэмптон-Корта и много путешествовавший ученый-дизайнер садов, также сыграл решающую роль в проектировании Чатсуорта.
Вместе с Генри Уайзом он разбил партеры, лужайки для боулинга, теплицы, пруды с фонтанами (в том числе Фонтан «Морской конек»), живые изгороди длиной в милю и кустовые кулисы. Речь шла не об одном, а о нескольких садах, все они по-разному украшены скульптурами, богаты аллюзиями.
Первых посетителей особенно впечатлил контраст между элегантностью садов и пустынными болотами, которые их окружали. Даниэль Дефо называл склон холма «заброшенной и уединенной пустыней, на которую смотрели с ужасающей высоты безутешная, бесплодная» и бесконечная пустошь, в сторону самой восхитительной долины с самым красивым садом и самым красивым дворцом в мире ». То, что этот контраст сегодня не ощущается ни с какой такой силой, связано с работами Кейпабилити Брауна ( Lancelot Capability Brown) в конце восемнадцатого века.
После 1750 года Ланселот Браун сосредоточился на преобразовании болотистой местности в ландшафтный парк; однако он также приказал вспахать, выровнять и заново засеять большие участки сада. Браун приехал в Чатсуорт в 1760 году. Его самым важным вкладом здесь, как и позже в Бленхейме, было включение реки в ландшафтный дизайн парка. Он добился этого посредством двух кардинальных вмешательств в природу , которые, взятые вместе, дали «естественную» картину. Сначала он запрудил реку Дервент каскадным барьером, чтобы увеличить водоем. Неопафладийский мост, спроектированный Джеймсом Пейном в 1763 г. был построен на узкой части реки. Новая широкая подъездная дорога Брауна вела через этот мост к дому. Были проделаны большие земляные работы по вертикальной планировке для создания панорамных видов аллей и вист.
Сохранились основные черты большого Каскада, построенного Грийе, одним из учеников Ле Нотра, в 1694 или 1695 году в подражание «Ривьере» в Марли. Отдельные ступени каскада имеют разную длину, так что падающие воды генерируют различные звуки. Система подземных труб подводит воду к фонтану «Морской конек», затем к фонтану в западном саду и оттуда обратно к реке. В 1703 году ландшафтный архитектор Томас Арчер добавил водный храм на вершине каскада.
В 1826 году 23-летний Джозеф Пакстон был назначен главным садовником в Чатсуорте и оставался там под началом герцога Девонширского. При Пакстоне архитектор Джеффри Уятвилль восстановил террасу под западным фасадом дома. И только в 1963 году здесь был заложен новый искусный партер; он был основан на планировке виллы лорда Берлингтона в Чизуике.
Пакстон также создал новые водотоки и ручьи, в основном в живописном стиле, такие как Веллингтон-Рок, Каменный каскад разбойников, акведук, построенный в виде руин, фонтан Уиллоу-Три и площадь Великой Печи, ныне лабиринт. Прославились художественные террасы его сада камней, а также большая стеклянная оранжерея. Пакстон первым заставил цвести амазонскую лилию. В 1970 году недалеко от оранжереи для выращивания камелий и других экзотических цветов, был построен зимний сад, в котором разместилась обширная коллекция редких растений.