Персидский райский сад и ландшафт
Аутентичные Восточные сады нечасто встретишь в повседневном мире. Резиденции на Ближнем Востоке или в Средней Азии скрыты за высокими заборами. Конечно их мотивы копируют в парках, подобия создают на ландшафтных выставках. Иногда их планировку используют в современных или классических частных садах или городских скверах. Но хронологически они гораздо старше своих последователей, более известных итальянских садов в стиле барокко, французских регулярных дворцов и аккуратных голландских двориков. Среди их наследников состоят такие изысканные стили как английский узелковый сад, эдвардианские сады и самые древние в Европе монастырские сады Cloisters. Все перечисленные стили имеют в своей основе нечто общее, а именно геометрически правильную, порой симметричную планировку. Везде она интерпретируется и функционально используется по-своему. Ближе всего к оригиналу, пожалуй, самый исторически близкий - монастырский сад. Здесь каждый элемент, каждый узор мощения, цветок или дерево наделены космологическим смыслом. Но давайте вернемся к оригиналу и разберемся, откуда что взялось.
В самой простой форме персидский сад состоял из формального прямоугольного водоема с узким каналом-ручейком. Иногда он был сделан из разнообразных водоемов или ручьев, иногда фонтанов, менее часто водопадов различных видов.
Жизнь и движение
Журчащая бегущая вода придает саду жизнь и движение. В саду всегда есть и специальная площадка для созерцания водяного потока. Обязательны в саду и павильон для отдыха и строго ровные, аккуратные деревья- чинара (платан), которые дают живительную тень. Сад всегда обнесен высокой оградой, ограждающий от испепеляющей вокруг пустыни, дающий тишину и безопасность, покой и уединение. Аромат и фрукты - важные элементы в этом парадизе, или раю, который является символом вечной жизни.
Райский сад - форма сада, первоначально просто рая, слово, полученное из Старого персидского языка. Его оригинальное значение было "замурованным составом или садом"; от pairi (вокруг) и daeza или diz (стена, кирпич или форма). Имя стало использоваться на английском и других европейских языках как альтернатива для небес или "рая", так как Ксенофонт перевел персидскую фразу pairidaeza на греческую версию Paradeisos. Из-за дополнительных значений слова, закрытый сад вместо оригинального смысла теперь упоминается как райский сад.
Прямоугольная или прямолинейная тема сада часто расширяется в сторону водных объектов, которые делят на четверти сад. Это расположение отражено в четырех реках Райского Сада, отсюда и большая часть символики в саду.
С точки зрения планировки исламские сады следовали принципу Чор-бак – четырехзначному симметричному делению, что отражало представление мусульман о четырех райских садах. Роль библейских рек выполняли каналы, которые делили сады на квадраты, часто разной величины. Те, в свою очередь, также дробились на четыре части дорожками или арыками. В центре каждого из садов били струи фонтанов.
Это один из немногих фундаментальных и оригинальных типов сада, от которого - в тех или иных разнообразных комбинациях – ведут свою планировку все придворные сады мира.
Черты древнего райского сада и его производных можно заметить сегодня во многих исторических ландшафтах, как исламских, так и европейских. На востоке персидский сад дал начало садам Mughal, в Индии, последним примером которой является территория Тадж-Махала в Агре. На самом дальнем западе, в Испании он известен прежде всего и плиточными внутренними дворами с галереями, бассейнами и фонтанами мавританской Андалусии. Он используется в качестве главного образца для подражания в Версальских Садов, которые почти копируют схемы paradisio садов pasargad и как вдохновение садов Лувра и Боболи.
Мавританские сады
Эти видоизмененные персидские сады в 12-14 веке появились на территории Испании, завоеванной арабским халифатом. Характерной чертой являлись как их небольшие размеры, так и уединенность – по периметру сад окружала высокая глухая стена, планировка сада предусматривала фонтан в центре и симметричные клумбы с цветами по краям. В этих изолированных от внешнего мира садах оттачивались композиционные приемы, заимствованные из интерьерного обустройства. В идеале такой сад представлял собой небольшой уютный оазис, укрытый от внешнего мира – прохладный уголок отдохновения души и тела среди раскаленного зноя
Архитектурный стиль Mudéjar
Позднее, в Гранаде во времена расцвета османской империи достиг своего апогея архитектурный стиль Mudéjar. В дворцах Альгамбры в 14 веке были созданы прекрасные сады с открытыми террасами, украшенными тончайшей резьбой. Богатая мозаика покрывала дворы и площадки, клумбы с цветами и стриженым кустарником образовывали хитросплетение геометрических узоров, украшенных фонтанами.
Сады османской империи
После захвата Константинополя в 15 веке начался расцвет османской культуры, в том числе и садового искусства. На территории современной Турции сады обрели популярность – причем не только при дворцах, но и при частных домах обычных горожан. В отличие от стиля Чор-бак частные сады не придерживались регулярной планировки, а имели свободное устройство, их украшали плодовые и декоративные растения, а также цветы. Дом соединялся с садом крытыми террасами, а в глубине его виднелись беседки затейливой архитектуры.
Разнообразие цветочных сортов
Садоводческая культура тех времен дала миру множество цветочных сортов, которые выводились и культивировались не только в садах, но и в специальных питомниках. Тюльпаны, нарциссы, гиацинты и многие другие цветочные культуры именно в те времена попали из Турции в Европу. А популярные сегодня «мавританские газоны» до сих пор сохранили свое историческое название.