Дерек Джарман - режиссер, художник и писатель. Впервые Дерек Джарман побывал в этом месте, графство Кент, на юго-востоке Англии, в 1986 году, когда подыскивал локацию для своего фильма «Сад». Его очаровал суровой, морской пейзаж местечка Дандженесс, около атомной электростанции. Так появился сад на пляже.
Постмодернистский пляж
Сад начался с того, что однажды Джармен подобрал на берегу корягу, для подпорки розового куста. Затем он продолжил подбирать предметы выброшенные морем, которые для разных целей можно было использовать в саду. Сначала он пытался отгораживать от окружающий гальки клумбы для растений, но галька обратно занимала свое место. Тогда он плюнул на это и просто закапывал растения в существующую поверхность отдавая их на волю природы. Весной и летом цветы появлялись словно ниоткуда, прорастая сквозь камни и заливая все своим цветом. Зимой растительность пропадала, но оставались структурные элементы. Этот сад без границ был для его хозяина источником постоянного творческого вдохновения. Из чего же он состоял?
- Растения устойчивые к соли и ветру. Растения, способные выжить в тяжелых прибрежных условиях, имеют адаптивную структуру способную отражать палящее солнце и соленый ветер и влагу (маленькие, толстые, блестящие или серебристые листья), накапливать воду (мясистый стебель и листья), препятствовать испарению(волоски на листьях) и устойчивы к ветру (приземистые компактные формы с сильной, разветвленной корневой системой. В саду много цветов размножается самосевов. Маки, незабудки. Crambe Maritima. Он также высадил древесые структурные растения такие как gorse, Cistus, santolina, helichrisum. Три последних хотя и средиземноморские, но отлично подошли к условиям.
- Кроме растений все в саду было подобрано выброшенным морем на побережье неподалеку. Джармен умудрился выбрать и приспособить в саду массу вещей, в том числе из устаревшего прибрежных конструкций. Дырявые камни крепились нанизанными на ржавые железяки. Металлические пластины выполняли роль флюгеров, звенящих на ветру склянок. Многие объекты при изучении оказывались остатками противотанковой колючей проволоки и ежами времен 2-й мировой войны. Джармен переворачивал их и использовал как подпорки для растений. В общем все пригодилось в хозяйстве и имело практический смысл.
- Миниатюрные каменные круги. Джармен собирал на пляже камни и коллекционировал их. Он складывал модели и подобия древних кельтских дольменов. Они в добавок являлись границами посадок и защитой от ветров. Небольшие площадки он выкладывал из цветных камней.
Сценарий сада:
Джарман был прежде всего режиссером и многие приемы кинематографа он перенес на свой ландшафт. В основе сценарного метода лежит представление об игровом поведении зрителя в городском пространстве: подобно актёру на сцене человек действует в городском окружении, воспринимая обстановку как декорацию для своих жестов и реплик; а также, мысленно переносящего содержание своих эмоций на ”действие”, ”сценическую игру” элементов видимой ситуации.
Во втором – об оформлении пространства на основе драматургического текста – о привлечении средств и приёмов сценографического искусства.
Мысленное, воображаемое или физическое пребывание человека в пространстве переживается им как жест, движение как жестикуляция, что и вызывает чувственность.
Существуют культурные коды, обозначающие сюжеты (художественные темы) такой пространственной мимики и жестикуляции (например, тема «парения», «полёта»). Построение сценария соединяет характер события и эмоциональный потенциал среды, что подсказывает два подхода к сценарному проектированию:
- по принципу «хронометража», который предусматривает последовательное ритмизированное раскрытие структуры действия во времени и движении (проектирование экспозиций,.);
- по принципу «кульминации», когда подчеркивается и во времени, и в пространстве тот или иной доминантный элемент композиции (культовые сооружения, спортивные праздники и др.).
Большинство сценарных архитектурных разработок, как правило, соединяет оба принципа. Составление сценария завершается подробной проработкой его элементов — мизансцен, которые моделируют единство данного фрагмента через единство их деталей — функция, колористика, элементы стиля и пр.
Движение, попадание в особый мир, смена впечатлений, разные мезансцены – выстроенный по принципу единства деталей или функционального назначения, точки напряжения, (особого интереса), кульминация. Вывод. Человек должен выйти из вашего сада немного другим, чем он в него входил, то есть не зря потратил время на просмотр. Также нужна интересная история. Особый вход в мир, движение по логике (отличный пример – китайские классические сады – идешь по галерее, а за окошками – кино и все окошки разные.) Ты не заходишь в сад – наблюдаешь за ним со стороны, как на экране, как за театральным действием.В саду не было стен или заборов. Границами сада являются горизонт. В этом пустынном ландшафте тишина нарушается только шумом ветра, и чаек, их склоки вокруг рыбаков, приносящих во второй половине дня улов. Для клумб и композиций побольше он использовал изъеденные морем деревянные шпалы. Чтобы дизайн выглядел естественно он оставлял много пустого места и стремился к неформальности.
Джарман почти не упоминает груды плавника, разбросанные по саду как пародии на скульптуру, пни со спутанными корнями, фаллические острия. Только два намека в этом символическом программировании: слова Джармана, что он планировал «сад белой ведьмы», желая нейтрализовать зловещее дыхание электростанции, и его ссылка на телевизионную группу, которая пришла к нему снять программу о СПИДе/ ...растения борются за жизнь среди пустыни и ветров и Долина Смерти и солнце слились с борьбой Дерека с болезнью, то контрастируют с ним, как цветы, а Дерек исчез.
Дерек Джармен (1942-1994)